Почему ассертивность - полезный навык? Учимся вести себя правильно

Почему ассертивность - полезный навык? Учимся вести себя правильно

Что такое ассертивность? Это слово английского происхождения, и в буквальном переводе означает настаивать на своем, заявлять свои права.

Современные психологи дают такую трактовку понятия: «Ассертивность – это способность человека выстраивать независимую модель поведения, учитывая свои и чужие интересы, и принимая ответственность за свое поведение».

Этот стиль поведения очень полезен в работе, так как помогает в ситуациях сотрудничества и конкуренции.

Краткое содержание статьи:

Агрессивность и ассертивность – в чем разница?

На самом деле это два разных понятия, две модели поведения. Если человек ведет себя агрессивно, он может кричать, употреблять ненормативную лексику, манипулировать, нарушать границы других, позволять себе обидные высказывания. Скрытая агрессия – это завышенные требования и директивные указания.

Когда же человек ведет себя ассертивно, то он говорит спокойно и уважительно, его поведение не нарушает границы других. Границы, как физические, так и психологические.

Он не нарушает дистанцию, не подходит слишком близко, не лезет в личную жизнь человека, не стремится навязать свои моральные убеждения. Уважает личное время и мнение партнера.

В чем секрет успеха ассертивной модели?

В первую очередь, доброжелательный и дружелюбный внутренний настрой и отсутствие агрессии. Тут имеет значение и способность сохранять самообладание в ситуациях, провоцирующих гнев.

Например, когда агрессивный руководитель кричит на ассертивного сотрудника, последний абсолютно спокойно спрашивает «Почему вы на меня кричите?», и дальше есть два варианта – руководитель замолкает от неожиданности или объясняет причину своей агрессии.

Реагировать осознанно

В любой конфликтной ситуации полезно остановиться и спросить себя: «Затрагивает ли это мои интересы?», «Как могут повлиять на ситуацию мои слова и поступки?», «Что будет, если сейчас промолчать?»

Эти простые вопросы помогут вам сформулировать четкую внутреннюю модель ситуации, а также отойти от первичной эмоциональной реакции – например, накричать, унизить, отомстить.

Иногда агрессия вызывает страх, что если не сделать так, как требует агрессор, будет плохо.

Важно понимать, в какой именно ситуации угрозы агрессора могут реализоваться, а в какой нет. И стараться не допускать страх в мысли, потому что он разрывает мыслительные процессы и суживает мышление в целом.

Как построить «правильное» вербальное высказывание?

Итак, после того, как внутри человека ситуация разложена по полочкам, как и что сказать партнеру, с которым возник конфликт? Первое – положительное подкрепление, второе – суть проблемы, третье – предложение конструктивно решить конфликт.

Например: «Я ценю наше сотрудничество, но меня беспокоит эта ситуация…(изложение проблемы), давайте решать ее вместе». Конструктивно решить – это значит учесть мнение обеих сторон.

Развитие ассертивности

Итак, ассертивность – полезный навык поведения. Он особенно нужен для руководителей, так как они наиболее часто сталкиваются с ситуациями противостояния интересов.

Ассертивный руководитель – дипломатичный руководитель. Он формулирует требования и предложения в позитивном ключе, ему не нужно унижать других, чтобы они беспрекословно его слушались или чтобы возвысить себя – он и так достаточно себя ценит и имеет нормальную самооценку.

Почему ассертивность - полезный навык? Учимся вести себя правильно

Когда такой руководитель встречает несогласие подчиненного, он не стремится задавить его фразами «Я сказал: надо сделать так!», а будет пробовать прояснить вопросами: «В чем причина вашего несогласия?», «Давайте обсудим наши интересы».

Какие конкретные умения нужны для ассертивного поведения?

1. Умение четко формулировать независимое мнение, для этого пригодится критическое мышление. Когда человек понимает, чего он хочет достичь, и каким путем это можно сделать.

2. Эффективно общаться. То есть говорить чётко, ясно, уважительно. Слушать и слышать других, не перебивать. Задавать вопросы, если что-то не понятно.

3. Умение признавать свои ошибки. То есть брать ответственность на себя, анализировать ситуацию, делать выводы и строить новые, более эффективные модели поведения. Если причинён убыток другим – извиняться и исправлять ситуацию.

4. Принимать и формулировать конструктивную критику. Конструктивная критика – замечания, сформулированные по конкретной ситуации, они абсолютно не касаются личности. И также обратное – из шквала слов критикующего уметь выбрать то, что касается дела.

5. Умение держать золотую середину. Ведь ассертивный не значит застенчивый и нерешительный. Чтобы с течением времени из твердо держащегося своих убеждений индивида не превратиться в человека, делающего все, чтобы другим было хорошо, абсолютно забывая про себя.

Итак, ассертивность – важный и полезный навык для любого человека, будь то руководитель или подчиненный. Владея им, руководитель сможет создать благоприятный климат в коллективе, а коллектив, в свою очередь, будет более эффективно сотрудничать.

Все это вместе повысит успех предприятия и уровень удовлетворенности работой.

Советуем вам обязательное видео к просмотру

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Живая медицина - лечение и уход за здоровьем